Я знаю как тяжело учить ТФВ, поэтому я и сделал этот раздел. Желаю Вам успехов.  

Л. П. МАТВЕЕВ
ТЕОРИЯ
И МЕТОДИКА
ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Издание третье




ПРЕДИСЛОВИЕ
О назначении и содержании данного издания. Настоящее произведение представляет собой обновленное изложение вводной части курса общей теории физической культуры, преподаваемого в качестве профилирующего предмета выс¬шего специального физкультурного образования. Первое учебное пособие аналогичного назначения вышло в свет в 1983 г. За прошедшие годы в силу известных причин про¬изошли существенные изменения в состоянии физической культуры у нас в стране и в мире. Вместе с тем продолжа¬лась разработка проблематики науки о физической культу¬ре. Это обусловило актуальность обновления содержания ранее изданного учебного издания по предмету.
В новом издании нашли отражение, кроме прочего, све¬жие научно-исследовательские данные, полученные в по¬следние десятилетия в специализированных дисциплинах и в смежных отраслях научного знания, накопленный опыт преподавания курса общей теории и методики физической культуры в специальных учебных заведениях и новые тре¬бования к его освоению, возникшие в связи с перестройкой системы высшего образования в стране (в частности, в свя¬зи с введением в нем уровней бакалавра, специалиста и магистра).
Основное содержание данного учебного курса ориенти¬ровано в первую очередь на бакалаврский уровень освое¬ния предмета. Вместе с тем текст дифференцирован изби¬рательно по ряду сложных разделов с расчетом на то, что¬бы предоставить возможность студентам, стремящимся к
Углублению знаний, освоить их применительно к повы¬шенным уровням профессионального образования. С этой целью в тексте выделены фрагменты, несущие детализирующую и углубляющую информацию (они набраны петитом) подстрочные примечания, библиографические ссылки в конце каждой главы.

— 3 —

Автор считает своим долгом выразить благодарность за помощь в работе по подготовке данной публикации своим сотрудникам, коллектив которых возглавляет многие годы, а также работникам аналогичных кафедр других специали¬зированных вузов, пользовавшихся предыдущим изданием в своей работе, одобрившим его в основе и высказавшим свои пожелания по его совершенствованию. Автор будет искренне признателен за деловые критические замечания по тексту нового издания.
Некоторые технические дифференцировки и обозначе¬ния в тексте. Кроме основного текста, набранного в учебни¬ке обычным шрифтом, в нем имеются, как уже сказано, дополнения пояснительного, детализирующего и углубляю¬щего назначения, набранные петитом. Это позволяет, с од¬ной стороны, выделить общий учебный материал, обяза¬тельный для всех изучающих предмет и претендующих на его освоение, а с другой стороны, сообщить информацию, способствующую уяснению основного учебного материала, детализирующую и углубляющую его понимание. В общем, тем самым в какой-то мере расширяется возможность ис¬пользовать учебник на различных уровнях высшего специ¬ального образования и применительно к индивидуальным возможностям обучающихся.
Чтобы подчеркнуть межтекстовые связи между изложен¬ным в различных главах, разделах или подразделах глав, в соответствующих местах текста введена буквенная и цифровая индексация. Она дана в двух вариантах. Так, когда указывают¬ся связи между текстами, изложенными в различных главах, — это обозначается сокращенно в скобках индексом главы, ее раздела или подраздела. Например, (Гл. 1.1.2) означает: смот¬рите главу первую, подраздел ее 1.2. Если же межтекстовая связь указывается в пределах одной и той же главы — она обозначается лишь индексом ее раздела или подраздела, на¬пример, (Р. 2) — см. второй раздел главы или (П. 2.1) — см. первый подраздел второго раздела данной главы.
Библиографические ссылки на списки литературных ис¬точников, помещенные в конце каждой главы, тоже сдела¬ны в соответствующих местах текста в скобках, но буквен¬ные и цифровые обозначения здесь иные. Если ссылка дела¬ется на обобщающе-аналитический обзор ряда литературных источников, то он обозначается словом “обзор” и его поряд¬ковым номером в списке литературы, например: (обзор 6). Если же ссылка сделана на источники не обзорного харак¬тера, — применено обозначение “лит.” с указанием поряд¬кового номера источника или источников в библиографи¬ческом списке, например: (лит. 1, 3, 5).
— 4 —

Изучение любой учебно-научной дисциплины имеет смысл начинать с первичного определения ее основных поня¬тий. Это особенно уместно при изучении такой дисцип¬лины, как общая теория физической культуры. Прежде всего потому, что понятия этой относительно молодой обобщающей дисциплины должны иметь широко инте¬грирующее значение, но в существующей литературе и в обыденной речи они далеко не во всем согласуются. Если, приступая к изучению учебной дисциплины в такой си¬туации, не внести хотя бы первичную четкость в опреде¬лении ее понятий, это будет сильно тормозить ее освое¬ние или даже в конечном счете исключит подлинное понимание ее сути.
Конечно, стремление строго определить основные по¬нятия учебно-научной дисциплины с первых же шагов ее освоения обучаемыми тоже сопряжено с известными есте¬ственными трудностями. Ведь глубокое и точное проник¬новение обучаемых в суть ее понятий происходит не сра¬зу, а по мере их продвижения к концу изучения конкрет¬ного содержания данной дисциплины. Эта трудность преодолевается вначале путем первоначально сжатой и в какой-то мере упрощенной характеристики определитель¬ных признаков явлений, отображаемых в понятиях, по правилам общепринятой логики. В дальнейшем, по мере освоения знаний о предмете изучающими его, исходные определения конкретизируются, обогащаются, углубляют¬ся. Учитывая сказанное, обратимся к определениям наи¬более широких понятий теории физической культуры.
— 5 —
1. КАТЕГОРИЯ “ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА”
/В системе знаний о физической культуре централь¬ная и самая объемная категория (фундаментальное по¬нятие) — это, само собой разумеется, “физическая куль¬тура”.''То, что обозначают данным термином, имеет, по всей вероятности, столь же давнюю историю, как и само человеческое общество (лит. 1, 4). Однако словосочета¬ние “физическая культура” появилось сравнительно не так давно — вероятно, лишь в конце XIX в.1 Чтобы четко определить понятие, к которому относится дан¬ный термин, следует согласно требованиям логики вы¬полнить, как минимум, две логические процедуры: во-первых, надо соотнести представления об определяемом объекте (который обозначается термином “физическая культура”) с принятыми представлениями о более ши¬роком круге родственных объектов (которые в данном случае охватываются общим понятием “культура”), во-вторых, нужно выделить (указать) специфический при¬знак (или комплекс признаков), отличающий обозначае¬мый объект от всех других сходных объектов и свойствен¬ный только ему. Постараемся выполнить эти логические процедуры.
Первая процедура кажется в данном случае доволь¬но простой: ведь само наименование “физическая куль¬тура” подсказывает, что речь идет об одном из явлений культуры в целом и принадлежность этого явления к широкому кругу разновидностей культуры серьезно ни¬кем из специалистов не подвергается сомнению. Однако чтобы такое соотнесение понятий было достаточно чет¬ким и содержательным, надо, кроме прочего, опереться на верное обобщающее понятие “культура”, а тут под¬жидает вот какая трудность — это общее понятие фигу¬рирует в настоящее время во множестве существенно неоднозначных определений. Культурологи (специали¬сты по общему культуроведению) насчитывают сейчас в мировой специальной литературе до 150 и даже до 250 (!) определений культуры. Причем, как считает один из
— 6 —
основоположников западной культурологии Лесли Уайт, среди имеющихся ее определений немало таких, в ка¬ких “царит... полная путаница и неразбериха”.2 Какое же из имеющихся ее определений взять за основу? Если придерживаться позиции, наиболее основательно аргу¬ментированной в отечественных философско-культуро¬ведческих работах (2, 3, 8), культуру в целом правомер¬но рассматривать в качестве всей совокупности спосо¬бов и результатов творческого преобразования человеком (человечеством) явлений и свойств природы и обще¬ства, созидания им материальных и духовных ценно¬стей, особенно тех, которые служат фактором чело¬веческого развития.
По свидетельству ряда историков культуры, представ¬ления о ней первоначально как бы локализовались на способах и результатах преобразования человеком “внеш¬ней” по отношению к нему природы (культивирование почвы в сельском хозяйстве и т. д.). Постепенно понятие о ней охватило самые разнообразные способы и результа¬ты созидательной деятельности человечества в различ¬ных сферах жизни общества. Одновременно, однако, тер¬мин “культура” приобретал неоднозначность, как о том уже сказано. В частности, он применяется нередко и в сильно суженном смысле даже на официальном уровне.3 Это не следует смешивать с естественной дифференциа¬цией общего понятия “культура” в зависимости от объек¬тивно существующих различий, свойственных неодина¬ковым слагаемым культуры, ее видам и разновидностям (материальная и творческая, образовательно-воспитатель¬ная культура и т. д.). В этом отношении для определе¬ния интересующего нас понятия важно иметь в виду, что культура подразделяется в зависимости и от того, на¬правлена ли она на преобразование “внешней” (относи¬тельно человека) природы, либо она сконцентрирована
-7-
на “преобразовании” человеком самого себя (т. е.на оптимизации своего собственного состояния и развития). .. Последнюю часть культуры назовем условно собственно человеческой культурой (условность здесь в том, что вся культура имеет отношение к человеку, но в разных час¬тях оно не одинаковое). Именно к такой части культу¬ры относится культура физическая.
Выделившись в отдаленные времена из природы, че¬ловек не перестал быть, по известному выражению, " посредственно природным существом”4, которое наделено от природы естественными жизненными силами, суще¬ствующими в нем в виде природных свойств, задатков и способностей. Однако в отличие от стихийных процессов развития в природе развитие человека в обществе переста¬ло быть чисто природным стихийным процессом — оно стало в той или иной мере сознательно регулируемым процессом, что обеспечивается соответственно ориентиро¬ванными на это отраслями культуры. Физическая куль¬тура, как уже сказано, является одной из основных отрас¬лей культуры такого рода. Ее специфика заключается главным образом в том, что она профилирована в направ¬лении оптимизации5 физического (биоструктурного и биофункционального) состояния и развития индивида.
Под физическим развитием здесь подразумевается закономерный процесс формирования, становления и последующего изменения на протяжении индивидуаль¬ной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма (имеющих генетическую осно¬ву) и обусловленных ими так называемых физических качеств и способностей индивида. Хотя этот процесс раз¬вертывается по объективным, т. е. не зависящим от люд¬ских желаний закономерностям, он поддается воздей¬ствиям, направленным со стороны человека, если они осуществляются не вопреки его закономерностям, а со-
-8-
образно с ними. Возможность благотворительного воздействия на физическое состояние и развития индивида, по всей вероятности, была подмечена интуитивно на заре человеческой истории. Во всяком случае, достоверно известно (см. напр. Лит 4,7), что для реализации такой возможности давным-давно начали использовать различные средства, особенно – регулируемые формы двигательной активности индивида, превратившиеся со временем в тонко отлаженные высокодейственные физические упражнения – главный факторы физкультуры.
К нашему времени накоплен громадный исследовательский., материал, раскрывающий в деталях глубинное воздействие ее факторов как наши биоструктурные свойства организма (телосложение, состав и соотношении различ¬ных тканей организма, другие формообразующие компо¬ненты организма вплоть до клеточного уровни), так и особенно — на его биофункциональные возможности (ра¬бочие возможности органов и систем, емкость и мощность биоэнергетических процессов, степень эффективности и слаженности различных метаболических процессов, а так¬же других процессов, обеспечивающих жизнедеятельность и жизнеспособность организма). Подробнее об этом речь пойдет в последующих главах учебника. Здесь лее лишь отметим, что возможности, предоставляемые физической культурой для оптимизации физического состояния и раз¬вития человека, трудно переоценить. Ее доказательно счи¬тают неотъемлемым фактором полноценного развития ин¬дивида, особенно фактором прогрессирующего развития
-9-
его деятельностных физических качеств и способностей (силовых, скоростных, двигательно-координационных, выносливости и др.), предупреждения и устранения нару¬шений здоровья, усиления иммунитета организма и уве¬личения его адаптационных возможностей, а также про¬дления сроков активно-деятельной жизни в онтогенезе (что показано недавно вполне статистически достоверно). Вместе с тем физическая культура не отделена от психи¬ческого развития индивида, становления и проявления его как личности. Не случайно еще в древности родился афоризм: “В здоровом теле — здоровый дух”. Правда, он справедлив не всегда, но верно, что физическая природа человека, окультуренная физической культурой в усло¬виях всестороннего воспитания индивида, действительно приобретает больше шансов стать вместилищем здорового духа. Являясь важнейшим фактором направленного оп¬тимизирующего воздействия на развитие природных (био¬структурных и биофункциональных) свойств индивида, физическая культура вместе с тем имеет незаурядную ценность как фактор содействия его духовному разви¬тию, становлению и проявлению свойств личности.
Резюмируя все сказанное, можно сформулировать сле¬дующее рабочее определение интересующего нас цент¬рального понятия. Физическая культура представляет собою один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психи¬ческим развитием на основе рационализации и эффек¬тивного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными цен¬ностями.
Разумеется, эта сжатая формулировка отображает реально-конкретные черты физической культуры далеко не полно. Чтобы полнее охарактеризовать их, нужно рас¬сматривать культуру, как минимум, в трех аспектах-I деятельностном (культура как способы деятельности)'' предметно-ценностном (культура как совокупность ма¬териальных и духовных ценностей) и результативном (культура как результат воплощения ее ценностей в са-
-10-
мом человеке). Охарактеризуем физическую культуру, хотя бы кратко, во всех этих аспектах. В деятельностном аспекте физическая культура предстает прежде всего в качестве способов двигательной деятельности, отлаженных по нормам (правилам, прин¬ципам и закономерностям), действующим в сфере функ¬ционирования данной культуры, т. е. “окультуренных” в соответствии с ее сущностью. Это значит, что к физи¬ческой культуре относится не всякая физическая актив¬ность индивида, а только те ее формы и режимы, кото¬рые преобразованы или специально сконструированы так чтобы обеспечивать направленное формирование рацио¬нально усовершенствованных двигательных умений и навыков, нужных в жизненной практике, осуществлять развивающие воздействия на деятельностные физические качества и сопряженные с ними способности индивида, противодействовать влиянию неблагоприятных факторов, грозящих нарушениями здоровья, удовлетворять те или иные потребности, вытекающие из необходимости благо¬творно воздействовать на физическое состояние и разви¬тие человека.
Способы такой деятельности возникли, естественно, не сразу в достаточно отлаженном виде, а постепенно, по мере практического, а затем и исследовательского позна¬ния закономерностей физкультурной деятельности. По свидетельству исторических исследований (лит. 4, 7), первоначально в сфере формирующейся физической куль¬туры в большой мере воспроизводились с некоторыми преобразованиями элементы первых видов утилитарной двигательной деятельности трудового характера (охот-нической, сельскохозяйственной и т. д.), а затем и воен¬ного характера (приемы защиты и нападения в едино¬борствах, метание копья, стрельба из лука и т. д.), нахо¬дили применение и некоторые формы рекреативных Действий (например, танцы) и ритуальных обрядов. По¬следующее развитие физкультурной деятельности все боль¬ше шло по пути искусного конструирования особых форм и режимов двигательных действий в виде физических упражнений — гимнастических, игровых, спортивных и других, специально предназначенных для реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных
-11-

и других культуросообразных целей. Это не значит, буд-и других терялась связь физической культуры с трудовой и тоой деятельностью. Связь тут сохранялась и углуб-ВОвН но не путем копирования в сфере физической ЛЯЛату''ры трудовых и боевых действий, а на основе со-КУЛния высокоэффективных средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки к трудовой и военной деятельности.
В целом деятельностный характер физической куль, туры выражается не только в использовании отдельных физических упражнений, сколько в том, что физкуль¬турная деятельность развертывается как долговремен¬ный системно упорядоченный процесс, имеющий ряд скоординированных стадий и направлений — базовое физическое воспитание, общая и прикладная физическая подготовка, спортивная тренировка и др. Физкультур, ная деятельность имеет, кроме индивидуализированных форм, и широкие формы общественной активности. Она в наше время выливается в подлинно глобальное физ¬культурное движение — одно из самых массовых обще¬ственных течений, в русле которого развертывается со¬вместная деятельность людей по использованию и при¬умножению ценностей физической культуры.
Физическая культура как совокупность предметных ценностей представлена совокупностью материальных и духовных ценностей, создаваемых в обществе в процессе ее функционирования и развития. На каждом этапе ее развития они составляют ее ценностное (т. е. представ¬ляющее собой ценность для удовлетворения человече¬ских потребностей) содержание и в этом качестве являют¬ся для каждого, кто приобщается к ней, предметом освое¬ния, “самообогащения”. Речь идет в первую очередь о комплексах методик использования физических упраж¬нении, которые в настоящее время наиболее широко рас¬пространены в виде многочисленных разновидностей гим¬настики, активно-двигательных игр, спорта и туризма, Ринципах и методах целесообразного культивирования • ьамые же крупные интегративные ценности физической культуры воплощены в обществе в социальных прикладных физического воспитания, в их идейных, научно-Даых программно-нормативных, методических
-12-
и организационных основах. По мере того как они совершенствовались и оснащались в технологическом материально-техническом и других отношениях, возрастала (и продолжает возрастать) действенность физической культуры как комплексного фактора реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных и других задач, существенных для общества и личности. Соответ¬ственно возрастала и продолжает возрастать значимость ее компонентов как предметных культурных ценностей.
Заметим в связи с этим, что в сфере физической куль¬туры значимы не только те факторы, которые производ¬ны от двигательной активности индивида. Здесь законо¬мерно находят применение и иные факторы более или менее направленного воздействия на его состояние и раз¬витие, а также условия их эффективности. В том чис¬ле — нормы и методические правила использования оздо¬равливающих и закаливающих факторов естественной среды (солнечной радиации, водной и воздушной среды), нормы и правила гигиены (касающиеся оптимизации по¬вседневного режима жизни, питания, обстановочных ус¬ловий физкультурных занятий и т. д.), психогигиени¬ческие, массажные и иные средства и методы содействия восстановительным процессам после физических нагру¬зок и повышению уровня работоспособности. Вместе с тем под влиянием физической культуры как бы на ее “стыках" с другими отраслями культуры возникли свое¬го рода смежные предметные ценности — физкультурно-спортивная архитектура и дизайн, продукты художествен¬ного творчества (картины, скульптура, литература) и раз¬нообразные виды информации (аудио-, видео- и печатная информация), отображающие события физкультурно-спортивной жизни, соответственно ориентированные при¬кладные отрасли наук (физиологии, биомеханики, пси¬хологии, педагогики и др.), а также ряд иных культур¬ных ценностей, которые не существовали бы, если б не было физической культуры.
В наше время происходит небывало интенсивный взаимообмен ценностями физической культуры между народами мира. В частности, на Востоке все активнее осваивают ее ценности, возникшие в Европе и в Америке (например, европейские виды гимнастики и спорта,
-13 –
Так бывает, например, при хронически чрезмерном нара-. ащивания нагрузок в процессе напряженной физической ШЯВа"кн в "результате чего возникают явления типа ^“тренировки”, перенапряжений, сопряженных с на-''“пениями обменных процессов в организме, падением иммунитета, упадком адаптационных возможностей и т. п. Бывают отклонения и иного типа, когда, например, при чрезмерном форсировании мышечной гипертрофии в так называемом “бодибилдинге” (“телостроительстве”, или иначе “культуризме”) наносится ущерб функциональным возможностям мышц и вегетативных органов. Можно ли причислять такого рода явления к физической культуре? Строго говоря, нет. Скорее всего, это нужно считать издерж¬ками, увы, бывающими и в сфере физической культуры при недостаточном уровне ее развития или при неквали¬фицированном применении ее факторов. Если угодно, та¬кие явления можно назвать “физической паракультурой”.
Что касается попыток перемены устоявшегося термина “фи¬зическая культура”, то специалисты не видят ни нужды, аи смысла в замене его на иной термин. Отдельные попытки тако¬го рода появились довольно давно (в начале прошлого века), когда некоторые авторы стали оперировать термином “телесная культура”. Тогда же было показано авторитетными специали¬стами, что этот термин не адекватен термину “физическая куль¬тура” в его профессиональном понимании. Как ни странно, подобные попытки повторились не так давно вновь по инициа¬тиве неспециалистов в сфере физической культуры8, хотя ника¬кой объективной нужды в этом не появилось. "Говорят, что о терминах не спорят — о них договариваются. Это справедливо, если договоренность достигается на профессионально-компетент¬ной основе без ущерба для точности терминологии. В данном случае замена понятийно закрепленного термина “физическая культура” термином “телесная культура” или отождествление их вполне может способствовать искаженному пониманию са¬мой сути обозначаемого вида культуры и создавать путаницу понятий. Тут следует учитывать, кроме прочего, что если и не самое распространенное, то наверняка одно из самых распро¬страненных значений слова “тело” в общеразговорном и лите¬ратурном языке связывается с представлением о внешних фор¬мах организма, причем не только живого (“мертвое тело.)9, в отличие от этого, прилагательное “физический” в несколь-___™х_а>°их широко распространенных значениях обозначает не

— 16 _
основоположников западной культурологии Лесли Уайт, среди имеющихся ее определений немало таких, в ка¬ких “царит... полная путаница и неразбериха”.2 Какое же из имеющихся ее определений взять за основу? Если придерживаться позиции, наиболее основательно аргу¬ментированной в отечественных философско-культуро¬ведческих работах (2, 3, 8), культуру в целом правомер¬но рассматривать в качестве всей совокупности спосо¬бов и результатов творческого преобразования человеком (человечеством) явлений и свойств природы и обще¬ства, созидания им материальных и духовных ценно¬стей, особенно тех, которые служат фактором чело¬веческого развития.
По свидетельству ряда историков культуры, представ¬ления о ней первоначально как бы локализовались на способах и результатах преобразования человеком “внеш¬ней” по отношению к нему природы (культивирование почвы в сельском хозяйстве и т. д.). Постепенно понятие о ней охватило самые разнообразные способы и результа¬ты созидательной деятельности человечества в различ¬ных сферах жизни общества. Одновременно, однако, тер¬мин “культура” приобретал неоднозначность, как о том уже сказано. В частности, он применяется нередко и в сильно суженном смысле даже на официальном уровне.3 Это не следует смешивать с естественной дифференциа¬цией общего понятия “культура” в зависимости от объек¬тивно существующих различий, свойственных неодина¬ковым слагаемым культуры, ее видам и разновидностям (материальная и творческая, образовательно-воспитатель¬ная культура и т. д.). В этом отношении для определе¬ния интересующего нас понятия важно иметь в виду, что культура подразделяется в зависимости и от того, на¬правлена ли она на преобразование “внешней” (относи¬тельно человека) природы, либо она сконцентрирована

только внешние материальные формы, но и функциональные свойства, присущие живому, причем не только биофункцио¬нальные, но и сопряженные с ними психические (“физический труд. “физические способности” человека и т. п.)
Отсюда нетрудно понять, что переименование интересую¬
щего нос вида культуры в “телесную культуру” может спо¬
собствовать примитивизации представлений о сути данного
слагаемого культуры. Вместе с тем это создало бы лингви¬
стические трудности, подталкивающие к одиозным словосо¬
четаниям (например, как именовать тогда физкультурное дви¬
жение, являющееся одним из социальных течений, “теле-
снокультурным движением”?!). Не будем играть в такие терминологические игры.
2. СМЕЖНЫЕ
И ЧАСТИЧНО СОВПАДАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ
2.1. “ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ” И АНАЛОГИЧНЫЕ ПОНЯТИЯ
Физическая культура, рассматриваемая в деятельно-стном аспекте, включает ряд процессуальных форм, т. е. системно упорядоченных процессов целесообразно-направ¬ленного использования слагаемых физической культу¬ры. Важнейший и наиболее распространенный из таких процессов — процесс физического воспитания. Как ука¬зывает его наименование, это один из видов воспитания в широком смысле понятия “воспитание”. Хотя послед¬нее понятие (“воспитание”) нередко почему-то неоправ¬данно суживают, ограничивая лишь духовным (нравствен¬ным, интеллектуальным, эстетическим) воспитанием, современная, да и не только современная, педагогика признает, что это понятие относится к любому виду вос¬питания, представляющему собою процесс целенаправ¬ленного систематического воздействия на развитие ин¬дивида (как духовное, так и физическое), осуществляе¬мое в соответствии с педагогическими закономерностями. Физическое воспитание, несомненно, представляет собой один из основных специфических видов воспитания.
Специфика этого вида воспитания заключается глав¬ным образом в том, что его определяющее содержание обеспечивает направленное формирование и совершен¬ствование двигательных умений и навыков, а также направленное воздействие на развитие индивидуальных
-17-

Принимаю заявки

Сайт управляется системой uCoz