"Формула 1".
История "Формулы-1".
К моменту начала проведения современных чемпионатов мира (Grand Prix World Championship) история автоспорта насчитывала уже более полувека. Однако родословная знаменитой гонки берет начало еще от первого ралли прошлого века, когда Эмиль Левассор в 1895 году победил на трассе Париж-Бордо.
Но существует также версия, что историю гонок надо отчитывать с победителя первых в мире официальных автомобильных состязаний Concours de Voitures маркиза Альбера де Диона, который на 20-сильном паровике De Dion-Bouton-Trepardoux (Париж - Руан, 1894 год) был самым быстрым в соревнованиях. Но в любом случае, история автомобильного спорта начинается с них.
С начала века автомобильный спорт вышел на новые высоты. Была создана и успешно функционировала международная организация - Международная ассоциация признанных автоклубов AIACR (преобразованная в 1946 году в Международную автомобильную федерацию FIA), объединявшая автоклубы многих стран мира и координирующая их деятельность. Началось регулярное проведение соревнований на Большие Призы национальных автоклубов, отвечающих единому международному регламенту (гоночной формуле) Grand Prix, который разрабатывался AIACR. Болиды (так в начале века стали называть гоночные машины французские журналисты, любившие щеголять пышными фразами и эпитетами) формулы Grand Prix, ставшей одной из самых престижных в мире автоспорта дисциплиной, превратились в мощные и высокоскоростные аппараты, на которых проводилось опробование новинок, применяемых затем на серийных автомобилях. Занять место в кокпитах этих машин стремились практически все автоспортсмены и, в результате жесткой конкуренции, пилотами Больших Призов становились лучшие в мире водители. И, наконец, к 1950 году Международная федерация имела опыт проведения уже, по крайней мере, трех первенств, бывших прообразом Grand Prix World Championship, среди которых надо назвать серию состязаний на Международный кубок 1900-1905 гг. (более известных, как гонки на Приз Гордон-Беннетта), чемпионаты мира для производителей гоночных автомобилей, организованные в 1925-1927 г.г., и чемпионаты Европы 1931-1939 гг. В немалой степени при организации современных чемпионатов мира помог и опыт Американской автомобильной ассоциации ААА, регулярно, начиная с 1916 года, проводившей чемпионаты США, в зачет которых еще до второй мировой войны входило до двух десятков этапов в год.
В 1949 г. генеральная ассамблея FIA приняла историческое для Формулы-1 решение - учредить чемпионат мира среди водителей, включив в него самые престижные национальные Гран-при. Предложение от имени национального автоклуба Италии сделал известный в прошлом гонщик, граф Антонио Бривио-Сфорца. FIA решила включить в календарь первого чемпионата мира Гран-при Британии, Монако, Швейцарии, Бельгии, Франции и Италии. По предложению делегации США в чемпионат была включена и 500-мильная гонка в Индианаполисе в надежде сделать его действительно всемирным и попытаться завлечь европейских гонщиков в гонки Инди, a американцев - на европейские автодромы. Чемпиона было решено выявлять по сумме очков, набранных на этапах чемпионата. Очковая система выглядела так: первое место - 8 очков, второе - 6 очков, третье - 4 очка, четвертое - 3 очка, пятое - 2 очка и шестое - 1 очко. Кроме того, дополнительное очко получал гонщик, показавший лучшее время круга. В последствии очко за быстрый круг было отменено, и победитель стал получать 9 очков.
Первый чемпионат мира FIA в классе машин Формула-1 стартовал 13 мая 1950 г. В этот день на трассе, проложенной по взлетно-посадочным полосам бывшего военного аэродрома в Сильверстоуне, прошла гонка на Гран-при Британии. Честь итальянского флага защищали тогда Джузеппе "Нино" Фарина, Хуан-Мануэль Фанхио и Луиджи Фаджиоли, которые выступали на Альфа-Ромео 158. Францию представляли команды Талбот Лаго и Симка-Гордини. Британию представляли машины Эра и Aльта. "Гостевой" гонщик Рэг Парнелл также выступал на машине Альфа-Ромео, остальные гонщики - на Мазерати 4 CLT.
Борьбу за победу повели четыре Альфа-Ромео и удачливее всех оказался Джузеппе "Нино" Фарина, который и вписал свое имя в первую строчку летописи победителей Гран-при чемпионата мира. Первый чемпионат мира прошел под знаком полного превосходства автомобилей Альфа-Ромео. Судьба титула решалась на последнем этапе – Гран-при Италии. На звание лучшего пилота мира претендовали два гонщика – Фарина, имевший на своем счету 22 очка (2 победы) и Хуан-Мануэль Фанхио - 26 (3 победы).
В итоге, фортуна в тот день была на стороне "Нино" Фарина, который выиграл Гран-при в Монце, а с ним и первый чемпионат мира Формулы-1. Второе место занял Фанхио, а третье - Фаджиоли.
Первый сезон Формулы-1 длился 113 дней (с 13 мая по 3 сентября) и в нем приняли участие 80 гонщиков (из них 33 - только в "Инди"), из которых 22 приезжали "в очках".
Но, не смотря на это, символом “романтических пятидесятых” называют именно Хуана-Мануэля Фанхио. Из семи чемпионатов он выиграл пять и в двух занял второе место. Он побеждал на любых болидах - Alfa Romeo, Maserati, Mercedes, Ferrari.
С тех пор Великобритания и Италия остаются главными державами Формулы-1.В шестидесятых окончательно определилась классическая компоновка гоночного автомобиля. Двигатель с передней позиции был перенесен назад, а к концу десятилетия появляются антикрылья. Это десятилетие можно назвать “эпохой конструкторов”. Роль людей этой профессии становится определяющей — даже самый опытный пилот не одержит победы на неудачной машине. Семидесятые годы стали временем быстрого технического прогресса и экспериментов: никогда еще в Формуле-1 не предлагалось столько разнообразных новинок. Многие изобретения того времени стали достоянием музеев — на трассы выходили автомобили с вентилятором, отсасывающим воздух из-под днища машины для лучшего сцепления с дорогой и даже болиды Tyrell и March с шестью колесами! Но одновременно с появлением такой экзотики бурно развивались технологии, давшие возможность дизайнерам создавать очень жесткие по конструкции и устойчивые машины. Алюминий, легкие сплавы, угле пластик и другие композитные материалы-все это сделало болиды легче, прочнее и безопаснее.
Главным человеком семидесятых годов был конструктор — основатель и владелец команды Lotus Колин Чэпмен. Придуманный им и непревзойденный на трассе “автомобиль-крыло”, а также несущий кузов болида типа “монокок” копировали все команды; Чэпмен определил направление прогресса и в следующем десятилетии. Восьмидесятые — эра команды McLaren, эпоха Айртона Сенны и Аллена Проста. McLaren с этими двумя гонщиками был сильнее всех остальных команд — при том, что тогда на дистанцию выходили такие блестящие мастера, как Нельсон Пике и Найджел Мэнселл.
Эпохи в истории Формулы-1 не всегда совпадали с календарным временем: восьмидесятые здесь закончились в 1993 году, когда Сенна и Прост в последний раз вышли на трассу вместе. Потом француз оставил гонки, а великий Айртон Сенна, к огромнейшему сожалению людей не имевших отношения к "большим призам", погиб в мае 1994 года: на седьмом круге Гран При Сан-Марино его машина Williams FW16, сорвавшись с траектории поворота, врезалась в бетонное ограждение. После смерти великого гонщика еще долгое время не утихали споры о ее причине. В конечном итоге все сошлись на том, что в болиде Сенны сломалась рулевая втулка. Смерть бразильца показала: несмотря на все меры безопасности, риск остается неотъемлемой частью гонок. И нынешняя эра Формулы-1 стартовала после ухода прежних звезд, когда в строю не осталось ни одного действующего чемпиона мира. С тех пор в борьбу за высший титул вступили гонщики, которым предстояло повести болиды Формулы-1 в XXI век. И тут началась эра немецкого гонщика Михаэля Шумахера. По иронии судьбы именно он последним увидел Сенну на трассе. Ведь именно он ехал вслед великому гонщику, когда тот врезался в бетонный отбойник. Не известно, какое впечатления произвело это происшествие на немца, но после этого на передний план вышел именно он.
Сначала он, выступая за "Беннетон" взял два титула. Но потом, он совершил неожиданный переход в находящее в то время в плачевном состоянии "Феррари". И тогда началась эра так называемого "красного барона". Правда, в начале многие специалисты неудомевали зачем Михаэль покинул благополучный "Беннетон" и перешел в итальянскую конюшню. Да первые годы у немца не заладились. Он сначала в отчаянной борьбе проигрывает титул Хиллу, затем канадцу Вильневу, потом на авансцену вышел финский пилот Мика Хаккинен. И только потом к "Шуми" пришел долгожданный третий титул. После которого последовали и еще два. К этому времени немец переписал практически все рекорды формулы, и многие перестали петь ему дифирамбы, а стали говорить не о его мастерстве, а команде "Феррари" и болиде подготовленным ими.
В последнее время в мире споры по этому поводу не утихли. Однако, все они беспочвенны, так как человек пять раз побеждающий в мировом чемпионате, наверное, это сделал не случайно.
Правила.
С первых дней правила претерпели серьезные изменения. Кстати, многие из них принимались в целях сделать гонки безопаснее. Ознакомимся с последними изменениями, которые действуют с начала сезона 2003 года.
Официальный пресс-релиз FIA от 28.10.2002
FEDERATION INTERNATIONALE DE L'AUTOMOBILE
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Комиссия FIA по делам Формулы-1 на сегодняшнем собрании в Лондоне (28 октября 2002 года) приняла следующие изменения в правилах:
Квалификация
- Теперь будет две квалификационных сессии - в пятницу и субботу с 13.00 до 14.00.
- В квалификации разрешён один (единственный) быстрый круг, машины будут выезжать на трассу по очереди.
- Порядок выезда на трассу в пятницу определяется текущим положением в общем зачёте чемпионата (в первой гонке - по результатам предыдущего сезона). Лидер выезжает первым, за ним следует пилот, занимающий вторую позицию и так далее.
- Порядок выезда в субботу определяется по результатам пятничной квалификации (результаты которой не влияют на распределение стартовых позиций в гонке). Гонщик, показавший лучшее время в пятницу, выезжает на трассу последним, обладатель второго результата - предпоследним, и так далее.
Расписание тренировочных заездов
В пятницу с 11.00 до 12.00, в субботу с 9.00 до 9.45 и с 10.15 до 11.00. Как было сказано выше, квалификация в оба дня будет проходить с 13.00 до 14.00.
Тесты
Если к 15 декабря хотя бы три команды заверят FIA, что они не проведут более 10 машино-дней частных тестов в период с 1 марта по 1 ноября, то этим командам будет разрешено проводить тесты на каждом этапе в пятницу с 9.00 до 11.00, где они могут использовать запасную машину и тест-пилота.
Система начисления очков
С 2003 года очки будут начисляться за финиш в первой восьмёрке по схеме 10-8-6-5-4-3-2-1 (ранее зачётными были первые шесть мест по схеме 10-6-4-3-2-1).
Командные приказы
Командные приказы, влияющие на результат гонки, запрещены.
Покрышки
Каждой команде будет разрешено использовать два разных типа сухих покрышек на одном этапе (ранее каждая шинная компания могла поставлять только два одинаковых типа сухих покрышек всем своим командам). Также останется в силе ограничение - каждой команде разрешено использовать 10 комплектов сухих покрышек на одном этапе.
Париж, 28 октября 2002 года.
Структура.
Всем управляет Международная автомобильная федерация - ФИА (FIA). Во главе данной организации стоит Президент - Макс Мосли. Его помощником является вице - президент ФИА Берни Экклстоун. Но считается, что фактическим хозяином "Больших призов" является именно Экклстоун. С таким названием федерация существует с 1946 года. До этого она называлась Международная ассоциация признанных автоклубов AIACR.
Персоналии.
Многие звезды формулы были указанны в истории гонок. Поэтому повторятся не стоит. Отметим, что Россию в мире гонок представляет Газпром, который является спонсором скромной команды "Минарди". Кроме того, в этой же команде тест-пилотом является российский гонщик Сергей Злобин.
Почтили своим вниманием гонки и крупнейший в России владелец сотовой связи компания МТС, являющаяся одним из спонсоров команды "Заубер".
Но, несмотря на это, в России формула очень популярна. А болельщиков данного вида спорта можно найти по всей стране.
Радиус распространения Формулы – 1 довольно обширен – почти весь мир. Ведь этапы "Больших призов" проводятся в: Европе, Азии, Латинской Америке и Океании. Без влиянием гонок пока находится лишь Африка, да и та, скорее всего, скоро покорится самым престижным гонкам в мире.
Терминология Формулы-1.
Болид – машина, на которой гонщики соревнуются друг с другом.
Кокпит – место, где находится гонщик (т.е. внутри болида).
Пилот - он же гонщик.
Пит-стоп – остановка гонщика для дозаправки.
Пит-лайн – место между прямой страрт-финиш и командными боксами.
Боксы – место, где базируются команды на время гоночного уик-энда (болиды, механики, пилоты и т.д.)
Поул-позишн (он же поул) – победа в квалификации, которая позволяет на старте гран-при занять первое место так называемого "стартового поля".
Safety Car - машина безопасности.
Стюарты – люди помогающие обслуживать гонки.
|